О фильме: Лондон, 1914 год. История балерины и клоуна. Старый безработный клоун
Калверо спасает балерину Терри, которая решила отравиться газом из-за
того, что её парализовало, и она больше не может танцевать. Но врач
говорит, что недомогание Терри носит нервический характер и девушка
может восстановиться. Калверо начинает ухаживать за ней, делится
жизненным опытом, заражает своим оптимизмом и помогает ей вернуться на
сцену. Между тем дела у старого клоуна становятся всё хуже — он с
большим трудом получает ангажемент, но публика принимает его плохо.
Теперь уже Терри помогает ему не пасть духом окончательно.
Картину
"Огни рампы" многие назвали фильмом-прощанием. Лучшие сцены "Огней
рампы" - сцены, в которых Чаплин показывал клоунов и актеров-комиков
начала века. Вспоминаются куплеты с дрессированной блохой, сцена, где
партнером Чаплина выступает еще один блестящий комик - Бастер Китон.
Работа Чаплина над "Огнями рампы" - нечто совершенно исключительное.
Поначалу замысел вылился в настоящий роман объемом порядка ста тысяч
слов. Он включал два обширных отступления-ретроспекции, в которых
излагались предыстории главных персонажей - клоуна Калверо и молодой
балерины Терри Эмброуз. В общей сложности Чаплин проработал над этим
сценарием свыше трех лет - дольше, чем над любым другим сценарием. В
"Огнях рампы" главное - возраст; Кальверо состарился, сосредоточился на
себе, приобрел чувство собственного достоинства и по причине всего этого
начисто утратил контакт с залом". Для Чаплина, которому было за
шестьдесят эта беда была неизбежна приобретала привкус своего, личного.
Он начинал убеждаться на собственном горьком опыте, сколь непостоянны
привязанности широкой публики. Фильм был запрещён к показу в США до
1972 года. В 1952 году Чаплин выехал в Европу для продвижения фильма
«Огни рампы». В это время имиграционные службы США аннулировали его
въездную визу в США. Прокат фильма в США был запрещён. В своей
автобиографии Чаплин писал, что в США фильм смотрели по ночам в частных
домах. Радиостанции часто транслировали музыку из фильма, не называя её
автора.