На протяжении нескольких столетий скрипка по праву считается "царицей"
музыкальных инструментов. Богатство, выразительность тембра, огромные
исполнительские возможности обеспечили ей господствующее положение в
симфоническом оркестре, различного рода камерных ансамблях, в сольной
исполнительской практике. Смычковые инструменты насчитывают вековую историю. Однако точного
времени появления смычка исследователи так и не определили. Есть версия,
что местом возникновения смычка является Индия первых веков нашей эры.
Дальше смычковые инструменты из Индии дошли до персов, арабов, Северной
Африки. В Европе смычковые инструменты своё шествие начали в восьмом
веке.
Как предполагают исследователи, непосредственной прародительницей
скрипки была лира да браччо, ведущая происхождение от старинных виол.
Этот инструмент, как и настоящую скрипку, при игре держали у плеча
(итальянское braccio – плечо), схожи также и приёмы игры на этих двух
инструментах.
Точная дата возникновения скрипки осталась невыясненной, но
приблизительно это конец 15 – начало 16 веков. Одним из первых мастеров,
изготавливавших скрипки, был Гаспаро Бертолотти. В 1562 году он
переселился в итальянский городок Бреши и проработал там всю свою жизнь.
У Бертолотти было много учеников. Одним из самых талантливых был
Джованни Паоло Маджини, который затем сам основал собственную школу
мастеров.
Бертолотти, Маджини и их ученики пришли в те времена, в основном, к той
форме скрипки, которая известна в наши дни. Где-то в то же время
основалась ещё одна школа по изготовлению скрипок в городе Кремон. Её
основателем стал Андреа Амати – дед знаменитого Николо Амати. Эта школа
добилась всемирного признания. Она стала продолжателем Брешианцев.
Кремонцы довели форму скрипки до изящества, конструкцию уточнили. Многие
века и многие мастера работали над совершенствованием формы, качества
звучания скрипки. Всем известны имена таких известных мастеров, как
Амати, Гварнери, Страдивари.